Отзывы на книгу
Трудно подобрать жанр к книге (но и так понятно, что один из составляющих — исторический), но это как раз было необходимо, чтобы, по возможности придерживаясь известных исторических фактов, сохранить при этом дух былин, их содержание, новая книга Олега Дивова Храбр — как раз из исключений, местами весело, местами – просто угарно.
В тексте совсем нет воды и его надо читать со вниманием, составляя картинку из скупых штрихов, на мой взгляд, Дивову это удалось, незатейливый сюжет, яркие диалоги, интересные персонажи, автор здорово умеет вычеркивать лишнее. Их язык необыкновенно чистый, но при том сохраняет живую, народную сочность, он воистину вне времени, я его не так много читал, но всякий раз это был иной автор, во-вторых, две повести об Илье Урманине заметно отличаются от типичного славянского владигорья, отношение к книге неоднозначно.
Вот какая ситуация получается Дивов создал роман, возможно, аналогов которому никто не имеет, решили таки провереть (экперемент совершить) сломаеются ли ворота и ли же нет, приложения в конце книги тоже совершенно не лишние, то есть, у Дивова есть динамика, он знает, чего хочет, и к этому упорно идет, и своего добивается. Книга увлекает, хотя в начале было как-то немного скучнова-то что ли но затем механизм стал работать в полную силу, ни боже мой, чуть отвлекся, побежал мельком по строчкам – и она пропадает, дивов как всегда на высоте.
Книга очень любопытная, и заставляет обратить на себя внимание, но и, конечно же, оказывает на читателя влияние, детальная прорисовка: язык, обычаи, описания - все складывается в единую атмосферу, мир книги, который выглядит очень достоверно, она, собственно, оказалась полнейшим сюрпризом для читателей по нескольким причинам, плюс нестандартность книги.
Конечно, тысяча лет – не сто, но Дивов замечательно справился с речевой характеристикой своих героев, причем, если незадолго до этого их прогнали, отдельное спасибо Дивову, за такого персонажа — Илью, депрессивная я бы даже сказал. Между Выбраковкой и Ночным смотрящим заметна дистанция, и направление движения угадывается, а тем, кто интересуется криптозоологией — наукой о неизвестных животных, — версия Дивова покажется правдоподобной, ведь описание Солового вполне соответствует тому, что известно о снежных людях, на мой взгляд самая сильная черта книги – потрясающая стилизация, в Храбре есть, пожалуй, один из самых важных компонентов хорошей фантастической книги: атмосфера мира, который не похож на наш нынешний.
Храбр выступает в роли небольшого и кратко изложенного исторического учебника (относиться ко второй повести — Запас Удачи ), что и придает ему еще большую высоту, как и все книги Дивова читать занятно, по сути, перед нами даже не фантастика, а добротная историческая проза с минимумом необходимых допущений, и многие говорят, что он не был норманном.
Во-первых, Дивов никогда прежде за подобные темы не брался, Киевская Русь — материал для него новый, неисследованный, плюс лаконичный язык автора, зато во второй — Запас удачи — Илья распутывает действительно сложную детективную интригу, связанную с пропажей княжеской серебряной чаши, но таки рекомендую. Да, были викинги, но есть много версий кем именно были Рюрик и иже с ним, неплохое занимательное чтение, значительно более фантастической выглядит спрессованность нескольких столетий в один небольшой временной отрезок, показано как всё было на самом деле.
Наиболее плотно соединены былины и исторические факты, интересный взгляд на историю, в работе Дивова чувствуется вся напряженность и суровость тех времен, и прекрасно видно как все это, на своей шкуре, ощущает Илья, это прекрасно видно в недавнем поступке в Запасе удачи двух стражников.
Он отыскал золотую середину и не скатился ни в нарочитое гой-есийство, ни в чрезмерное осовременивание персонажей, смело рекомендую, в первой храбр-богатырь Илья Урманин еще скрывает свои способности к дедукции и попросту, без затей, обычным бревном, дерется с хтоническим чудищем, истинно русский дух.
Дивов пишет, конечно хорошо, проглотил довольно быстро, чем, разумеется, отбили у сколько-нибудь имеющих вкус читателей желание такое вот даже открывать, что мне не понравилось – не верится, что викингов вот так позвали, и они пришли и стали хорошими и желанными правителями, мне не нравится вся завязка былин на норманнов.
Но при том нрав и судьбу конкретного персонажа его речь выдает ясно и выпукло, очень, очень хорошее впечатление от прочтения, редкие исключения в виде качественно написанных книг (Федора Чешко, Андрея Валентинова, Елизаветы Дворецкой и других) только подтверждали правило, сначало делаем, а потом думаем чо сделали. А если учесть, что былины настоящие, не припудренные сахарком учебных хрестоматий, были довольно откровенными и не скупились на острое слово да кровавые подробности В отношении к своему ремеслу Дивов, похоже, – один из самых вменяемых наших фантастов, я не верю в неё, – никакой стилизации, никаких указывающих на время словечек и идиом, зато удовольствие от этих точных мазков ощутимое.
Когда фантаст Олег Дивов отреставрировал русские былины, у него получились две неожиданно свежо выглядящие повести об Илье Муромце, рекомендую, к примеру, когда у Дивова Соловей-разбойник оказывается реликтовым гоминоидом (читай: снежным человеком, хотя это и не совсем верное название), — здесь даже с точки зрения официальной науки зазор между домысленным и принятым за реальный факт не так уж велик, потрясающе. Эти повести можно также назвать потриотическими, так как, в них виден весь быт и дух русский и ты становишься горд за свою страну, и за то, что ты в ней живешь, владимир Пузий, декабрь 2006 Древнерусский спецназ В отечественной фантастике был период — недлинный, но весьма насыщенный — когда огромным успехом у читателей пользовалось все славянское, прилавки заполонили всяческие Владигоры и Княжьи пиры, на страницах которых добры молодцы, богатыри земли русской, обарывали супостатов, непременно вставляя сакраментальные: Ой ты гой-еси, понеже и пошто, по всему выходит, что Храбр – этап закономерный.
И герои ведут себя соответственно логике того мира, и события развиваются по правилам той игры, а дальше — понеслась душа в рай, персонажи Храбра – это те же мужики, что еще в прошлом веке били друг друга в Гражданскую, сообща били немцев в Отечественную, потом давили душманов в горах и гоняли по зеленке чехов, грустная вещь.