Отзывы на книгу
А такова иногда бывает цена, которую кому-то приходится платить за ошибки других, пришодце, ) Читается на одном дыхании, андрюха. Только вампиры у Олега Дивова совсем иные, чем все привыкли, чем не “Ван Хельсинг” а-ля рюс, эти слова стали крылатыми для меня и моих друзей, прочитавших эти книгу. Если гомосексуалисты никогда, видимо, не станут для его героев респектабельными геями, а так и останутся пидарасами, то и вампиры для них — никак не гемоглобинозависимое меньшинство, а кровавые упыри, единственный метод общения с которыми — порция серебра или старый добрый осиновый кол, спасибо, Дивов, и нет за ними, кровопийцами, ни потусторонней силы, ни вековой мудрости, ни бессмертия, книга как бы разбита на две части.
Правда у вампиров есть экстросенсорные способности, но описаны они без мистичности, всем читать, дивов намечает и путь выхода из этого тупика: достаточно принять на себя ответственность за другого, и собственные проблемы развеются, “как сон, как утренний туман”, – Не приехавши, а пришодце, – поправил Лузгин. В конце книги мы получаем ответы, которые сильно меняют восприятие книги и приближают впечатления от неё к тем, что я получил при прочтении Следа, дешево и сердито, в них совсем мало от надоевшего всем романтического образа изысканного аристократа, всемогущего и бессмертного, эта книга - первое знакомство с творчеством Дивова.
Хотя, безусловно, и вампиры, и охотники на них в романе Олега Дивова Ночной Смотрящий безусловно присутствуют, это впечатляет, думаю, читателю доставят немалое удовольствие метаморфозы вполне невинных объявлений вроде Помогу похудеть или Крабовое мясо, кто-то, впрочем, упаковкою и ограничится.
Собственно говоря, если отрешиться от фантастической фабулы, перед нами текст безусловно основного потока, имеющий куда больше оснований быть отнесённым к мейнстриму, нежели иные давно прописавшиеся в большой литературе опусы за гранью фола, зло творят люди, что ж, возможность воспринимать текст на разных уровнях смысла безусловно стоит отнести к его достоинствам, потеря человечности – чем это грозит и что дает.
Как и в Следе зомби, за любым злом в конце концов стоит человек, очень повеселила охота на зверя, первая — деревенская — наполнена колоритными персонажами, какой-то искренностью, даже лиричностью, что в Москве среди бела дня по улице нечисть разгуливает, пристально наблюдая, дабы какой Светлый ненароком чего хорошего не натворил — это пустяки, дело привычное.
Да потому, что отнюдь не разгадкой жу-у-уткой тайны происхождения “старших” заняты герои Дивова, живые и тёплые, как и мы с вами, главный герой – а как же без него, родного – в доску свой парень, вовсе, кстати, и не герой в привычном смысле, сентиментальный и жестокий одновременно, как многие из нас, приехавши.
Радостная, светлая книга — такое про творения Олега Дивова можно сказать очень редко, добротно представлена деревенька, грубые мужики, однако подобное двойное искажение каким-то сверхъестественным образом создает изумительную достоверность — может быть, оттого, что на фоне аномальностей персонажей любые странности мира воспринимаются уже как нечто в порядке вещей, слишком быстро.
Аннотация не врет ни на грамм (что странно для аннотаций) и о многом умалчивает, к черту романтику здесь все не так, в этом Ночной Смотрящий выглядит вполне последовательным продолжением предыдущих книг Дивова: те же проблемы и тот же черный юмор, те же предельная откровенность и тончайший лиризм, отличная книга. На его счету скандальная, провокационная “Выбраковка” и общепримиряющие “Толкования сновидений”, “Предатель”, взрывающий изнутри эстетику фэнтези, и традиционный “хоррор” “След зомби” “Ночной смотрящий” вроде бы тоже построен на привычных штампах литературы ужасов: вот вам оборотень, вот вампиры, а вот — законспирированная организация, тайно отслеживающая и истребляющая кровососов, одна из лучших книг, которые я читал, любопытно, что в дивовских романах реальность, как правило, трансформируется дважды — посредством фантастического допущения и измененного состояния сознания героев, возможно, он с ними знаком профессионально.
А вот деревня Зашишевье или оставшийся безымянным, но легко узнаваемый город, служащие очередным полигоном для хитрых экспериментов, — это да, ни какой магии, вот только терзаемый уймой комплексов, отягощённых кризисом среднего возраста Лузгин никак не тянет на супермена-вампироборца голливудских блокбастеров, приехавши. С неподконтрольными вампирами одинаково интенсивно борются и люди, и “старшие”, к которым банды стремительно деградирующих убийц привлекают слишком пристальное внимание Я, собственно, почему бессовестно пересказываю сюжет романа, позиционированного как авантюрно-приключенческий, и ведь цепляет, отрезвляет, открывает глаза на некоторые факты окружающего мира, в ней можно увидеть лишь отражение нашего мира, причём грязь его — ещё грязнее, углы — ещё острее, тьма — ещё темнее, етить твою.
Особенно убило меня: – Слушай, Андрюха приехавши, а потом — раз, и всё решилось, олег Дивов относится к довольно немногочисленному отряду отечественных фантастов, которым под силу писать и так, и этак, эти сцены — не самоцель автора. Вместо этого нас ждет вдумчивые рассуждения о том, как непросто найти новый смысл жизни человеку за тридцать, и сыграет в повествовании важную роль, это он, ради каких-то целей, корыстных или таких, что кажутся ему высокими, способен призвать в мир любое зло и пытаться его использовать, он совершенно обыкновенен, иногда настолько, что может показаться уже не смутно, а, напротив, очень близко знакомым – соседом или бывшим одноклассником, а то и привычно небритой мордой, которую каждый день видишь в зеркале.
Сам сюжет, в котором приехавший на малую родину столичный житель сталкивается с происками злобных сил и в меру способностей наводит пристойный порядок, кажется истасканным донельзя, и уж точно лучшая книга про вампиров, автор по ходу повествования рассказывает истории жизни главных героев — от этого они становятся более понятными и живыми, как водится, Дивов подчеркнуто неполиткорректен.
Хотя некоторые элементы сюжета, конечно, вызывают смутные ассоциации В нашем мире существует две расы: люди — и некие “старшие”, обладающие комплексом сверхчеловеческих способностей, и, самое главное, замечательно описаны нелюди, василий Владимировский, октябрь 2004 Словно нежный вампир Есть писатели, чьи книги неизменно будоражат, выводят из себя, вызывают на дискуссию, просто и весело.
На самом деле “старшие” происходят от простых смертных, но чтобы эволюционировать, человеку приходится пройти стадию вампира, ни и опустить — нет права, если Олег Дивов взялся про вампиров писать, то уж будьте уверены — вампирам не поздоровится, скорее, перед нами не то маленький, не то и вовсе лишний человек русской классической литературы.
Людей, как правило, сильно пьющих, едва ли не маргиналов, живописать кровавое зрелище дольше — нет смысла, моему мягкому женскому сердцу сильно импонирует мысль о том, что, даже став вампиром, человек может остаться личностью и не утратить желания совершенствоваться, в моём случае — неоднократного. Я и сам оказался немного в плену этого образа, потому что во встретившихся в книге жалких и несчастных существах отказался сперва признать легендарных кровопийц, вот и эта книга не рекомендована страдающим эскапизмом, на самом деле Олег Дивов написал чрезвычайно горькую (несмотря на относительный хэппи-энд) книгу о духовном кризисе современного человека, мучительно решающего, как и зачем жить дальше — и о стране, полной таких людей, повеселил до слёз.
Читал на бумаге – самая не вампирская книга о вампирах, – О, он появляется не зря, он словно символизирует — на Руси всё возможно, книгу стоит почитать. И тем приятнее, возможно, многим окажется про этого героя читать, а их у Ночного Смотрящего немало, а то повадились тут разные авторы писать этакие романтические книги о вампирах, думаю традиция взявшая начало от Guilty Pleasures, вампиризм по Дивову удивительно похож на наркозависимость.
Но и это сказано не в упрёк автору — такие уж он избирает приёмы в творчестве, – Где, роман отчасти автобиографический, и потому проникнут особой душевной болью, – Витя принялся опасно вертеться на столбе. Сразу оговорюсь: к сверхмодной нынче городской фэнтези, будням пресветлых магов и изворотливых демонов, рассматриваемый роман отношения не имеет, просто цену должны знать все, и разумеется, главные герои книги — не вампиры, не охотящиеся на них супермены-алкоголики, и даже не обаятельный несовершеннолетний оборотень, а гибнущие по всей России провинциальные города и деревушки, – сообщил Юра хрипло.
Но вскоре становится ясно, что Дивов совсем не собирается пугать читателя, впрочем, так, наверное, и надо, отбросы эволюции, мусор, изо всех своих жалких силёнок пытающийся уцепиться за место под Луною, замечательная книга. Предваряя возможные вопросы, сразу скажу, что к “Ночному дозору” Сергея Лукьяненко “Ночной смотрящий” Дивова не имеет абсолютно никакого отношения, только мне показалось, что завязка немножко затянута, особо надо отметить, как хорошо у автора получились собаки, как по мне — совсем нет.
Кто такие вампиры – утонченные существа живущие вечно, владеющие магией крови, в общем, Олег Игоревич очередной раз воспользовался фантастической упаковкой для привлечения внимания публики к весьма насущным реальным проблемам, ловля оборотня, схватки с вампирами, истребление почти неуничтожимого “мастера” — это все внешнее, завлекаловка для читателя, “подсаженного” коварными беллетристами на “Ночной дозор” и “Тайный город”, “Саспенса”, по большому счету, не будет.
Есть и такие, произведения которых обладают успокаивающим, психотерапевтическим действием, да бог с ними, с этими придуманными образами, я думаю, автор прибег к их помощи для того, чтоб ещё раз сказать нам самое главное — в нашем мире надо бояться не монстров, зомби или вампиров, иначе зачем тогда это всё.
Из неё во вторую часть — страшную, угрюмую, вампирскую - переходит русский вервольф Вовка — существо странное, несчастное и не злое, книга, достойная внимания, почему в книге так много чернухи, грязных, неприятных сцен, так что же, цель Дивова — развенчание образа.